5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки.
Довольно часто ребенок не хочет читать, потому что ему трудно. И в этой статье я расскажу о том, почему же нашим детям стало труднее читать и слушать книжки.
Но сперва хочу вас спросить: “Когда вы смотрите на вывеску или рекламный плакат, тоже начинаете автоматически читать написанное?”
Вот со мной такое постоянно происходит. Прогуливаясь по улицам большого города, мне часто приходится напоминать самой себе не читать всё подряд. Любой текст, как магнитом, притягивает мой взгляд, и буквы моментально складываются в слова, а слова – в образы.
Конечно, я понимаю, что это совершенно нормально для моего поколения. Потому что предмет требует определенного действия. И мой мозг, когда я вижу буквы, немедленно их читает. Хочу – не хочу, надо – не надо, но читает.
А вот когда вижу цифры, я их не складываю, не вычитаю, не умножаю, корень квадратный не извлекаю. Но вижу буквы и читаю их. А вы замечали за собой такое?
Возможно, вы удивитесь, но для наших детей буквы не обладают таким условным характером действия. Ну, буквы и буквы, написано и написано, а что – неважно. Написанное слово не требует от ребенка: “Прочитай меня!”
Современные дети действительно во многом отличаются от нас. И нам стоит признать, что они не такие же, какими мы были в детстве, потому что полностью изменился образ жизни людей.
Хорошо это или плохо? Думаю, что искать ответ на этот вопрос бессмысленно. Мы можем принять изменившуюся социокультурную ситуацию и попытаться пробудить в детях любовь к чтению.
Чтобы понять, почему детям стало труднее читать и слушать книжки, вспомним, а что же раньше им помогало войти в мир слова и чтения, а теперь мешает.
Причина №1: Неумение владеть собой.
Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сидеть какое-то время на месте. Довольно часто родители говорят, что у них активный ребенок, объясняя его неусидчивость. Однако психологи отмечают, что на самом деле поведение такого ребенка чаще всего реактивно, импульсивно. Он не может усидеть на родной попе, а реагирует на любые привлекательные для него внешние раздражители.
И если для дошкольника это не является проблемой, то первокласснику неумение сидеть на месте 30-40 минут мешает хорошо учиться.
Родители могут научить ребенка справляться со своими эмоциями. Могут научить его действовать не только импульсивно, но и осознанно, прилагая усилия для достижения желаемого. Могут научить придерживаться установленных правил.
Чтобы понять, как научить ребенка владеть собой, я обратилась за консультацией к детскому психологу Ксении Собченко. Прочитайте её рекомендации (или посмотрите видеозапись консультации).
Причина №2: Из жизни маленького ребенка исчезает материнский фольклор.
Ребенок не хочет читать, когда ему трудно понимать прочитанное. Оказывается, огромную роль в упорядочении мира для ребенка играл фольклор. Это потешки, колыбельные, пестушки, которые сейчас уже мало кто из родителей использует в общении с маленьким ребенком.
Именно через фольклор малыш впервые узнавал: как устроен мир и что в нем происходит.
Когда мама поет малышу колыбельную, она не только помогает ему успокоиться, но и словесно выстраивает для него мир, о котором он ещё совсем ничего не знает. И пусть ребенок не до конца понимает смысла слов, но слушая спокойный и ласковый голос (а по-другому петь колыбельную просто невозможно) он запоминает всё то, что наговаривает ему самый родной человек. Это помогает ребенку почувствовать, что он находится в безопасности.
Своей дочке я не пела: “Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит за бочок” – потому что была уверена, что смысл этой колыбельной ужасен! Что я напугаю своего ребенка. Хотя на самом деле я просто не знала о заложенной народной мудрости в этих словах.
Эта колыбельная о том, что есть такое место – край, за которым начинаются опасности, граница, нарушать которую нельзя. И это попадает в подсознание ребенка вместе с ласковым голосом матери. А согласитесь, ведь так важно, чтобы ребенок знал о существовании границ, чтобы он понимал, через что можно переступать, а через что – нельзя.
Современным мамам особенно трудно выстраивать границы для своего ребенка, потому что у них довольно часто не выстроены свои собственные. Ведь и нам в детстве уже меньше пели русские народные колыбельные. И мы хорошо помним только слова песни из передачи “Спокойной ночи, малыши”, а в них нет такого глубинного смысла.
А еще я заметила, что потешки помогают ребенку соблюдать режимные моменты, например, умываться и чистить зубы. Если приговаривать: “Водичка-водичка, умой моё личико, чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок” – то дочка радостнее выполняет необходимые действия.
Так что при желании можете подобрать приговорки на разные режимные моменты, чтобы заменить уговоры и рациональные доводы на понятный и любимый ребенку стихотворный язык.
Материнский фольклор – это стихия поэтической речи, куда ребенок попадал сразу. Он постоянно в течение дня слышал потешки – рифмованное, ритмичное слово. Именно так происходила первая встреча малыша с поэзией.
Однако материнский фольклор исчезает из жизни детей, потому что родители просто не знают о его важности и недооценивают его роль в развитии ребенка.
На его место пришли современные “уси-пуси”. Потому что мама чувствует, что с ребенком надо как-то ласково общаться. Но как именно – не знает, потому что потешки позабылись. Вот она и говорит много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, используя их уместно и не очень. Но ведь такая манера общения далека от поэтической речи. Поэтому наши дети гораздо позже сталкиваются с поэтической стихией, которая раньше помогала ребенку войти в мир слова.
Причина №3: Отсутствие режима дня.
Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сосредоточиться, потому что он чувствует внутреннее беспокойство. Конечно, с малышом в первый год жизни режим меняется так быстро, что как только приспособишься к одним правилам, всё снова ломается и приходится заново перестраиваться. Однако после года режим дня для ребенка особенно важен.
Режим дня помогает ребенку знать, что будет потом, и это дает ему ощущение владения ситуацией. Когда ребенок не знает, что будет потом, это его невротизирует.
Знание, что будет потом, удовлетворяет чувство безопасности – базовую потребность ребенка. Да что ребенка, вас ведь тоже беспокоит чувство неопределенности? Вы ведь тоже хотите знать, что будет потом, чтобы спокойнее себя чувствовать?
Раньше режим дня родителям и детям было легко соблюдать. А сейчас все чаще можно увидеть прогулки с детьми до часу ночи, поздний подъем, субботний шопинг, когда ребенок мотается по изобилию совершенно ненужных ему вещей, которые часто и трогать-то не разрешается.
Поэтому в детском саду строгий режим дня придуман неспроста, и не столько для удобства воспитателей, сколько потому, что четкая последовательность действий в течение дня важна для развития ребенка и его психического здоровья.
Причина №4: Родители меньше уделяют внимания развитию у ребенка навыков самообслуживания.
Как это может быть связано с тем, что ребенок не хочет читать? Сейчас объясню. Навыки самообслуживания – это удовлетворение своих бытовых нужд и потребностей своими силами. Одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, попу вытирать и т.д.
Да, нужно время, чтобы ребенок научился что-то делать сам. И часто родители говорят, что нет времени ждать, пока научится, быстрее сделать самому. И получается, что в 5-6 лет ребенок не умеет даже самостоятельно одеваться-раздеваться.
Но давайте задумаемся, как много задействовано психических функций, когда ребенок учится, например, надевать носок.
Это ведь ребенку надо помнить: где носок, где та нога, что ножку надо согнуть и выполнить одновременно два разнонаправленных движения – ногу согнуть, резинку растянуть. Слабенькими пальчиками растянуть тугую резинку, попасть ногой в отверстие носка, а потом носок натянуть. То есть выстроить в голове порядок своих действий.
И как часто бывает поначалу: носок натянут – пятка сверху. Срабатывает операция контроля, поиск того, что не так. Дальше приходится придумывать решение проблемы. На самом деле решать сложную практическую задачу, а это и развивает практический интеллект.
Учить ребенка самостоятельно одеваться – это не обязанность, а возможность для его обучения.
Когда родители дают ребенку время самому одеваться, обуваться, застегивать молнию, пуговицы – это всё бесплатные развивающие занятия, а не даром потраченное время.
В процессе самообслуживания у ребенка развиваются и целеполагание, и овладение собой, и память, и внимание, и контроль — разве можно на это жалеть времени? Ведь всё это необходимо, чтобы ребенок мог хорошо учиться и читать.
Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.
Как хорошо, что родители хотят понимать своих детей, хотят сделать как лучше и не совершать ошибок своих родителей, поэтому читают много книг по воспитанию. Но очень часто не могут критически отнестись к прочитанным рекомендациям и пробуют на ребенке то одно, то другое. И ребенок невротизируется, потому что не понимает, чего ждать от родителей.
Плюс ко всему мамы, желающие быть идеальными, сами боятся очерчивать границы, боятся проявлять строгость и твердость, постоянно сомневаются в принятых решениях, чувствуют себя во всем виноватыми, а ребенок, конечно, считывает мамино эмоциональное напряжение.
Давайте попробуем разобраться. Вся педагогика развивается между двумя полюсами, и в книгах авторы склоняются то к одному, то к другому, где-то добавляя чего-то больше, где-то – чего-то меньше.
Так вот один полюс занимает идея свободного воспитания Жан-Жака Руссо, который утверждал, что ребенок, придя в мир, уже состоялся как личность, и главная задача родителей – это ему не мешать.
На втором полюсе находится Адольф Дистервег, считающий, что ребенок – это чистая доска, что напишем, то и получится.
Но ведь это крайности, и часто родители встречают в книгах по воспитанию искаженные интерпретации слов великих педагогов, вырванные из контекста и лишенные первоначального смысла.
Так, например, последователи Руссо, могут считать, что ребенок все знает и не надо его ничему учить. Пусть ест руками, раз он так хочет, раз ему так привычно. Или же родители говорят: “Я же не могу насиловать ребенка”, объясняя свою неспособность научить его пользоваться горшком.
Или же последователи идеи Дистервега могут полагать, что ребенка можно всему учить, а он должен и обязан всему учиться. Не учитывая индивидуальные особенности развития и интересы самого ребенка. Папа хочет, чтобы сын был спортсменом, значит будет тренироваться до посинения и не важно, что это не соответствует природным способностям мальчика.
Что родители могут сделать, чтобы ребенку было легче читать и слушать книги?
- Научить ребенка владеть собой.
- Пригласить ребенка в мир поэзии, читая ему стихи и приговаривая потешки.
- Соблюдать подходящий ребенку режим дня.
- Выделять время на обучение навыкам самообслуживания.
- Не бояться обращаться с конкретными вопросами по воспитанию ребенка к специалистам – психологам, педагогам.
- Читать современные книги, которые ребенку будет интересно слушать, например, 10 классных книг для детей 3-5 лет или 15 увлекательных книг для детей 6-8 лет.
Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка, то приглашаю на десятидневный курс для родителей “Как пробудить в ребенке 5-8 лет желание читать книги”.
В соцсетях пишу полезные для родителей заметки и забавные истории из жизни учителя. Там удобно задавать мне вопросы.