Даниэль Пеннак "Как роман". Кто виноват в том, что дети не любят читать. И что делать | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению
Растим читателей

Кто виноват в том, что дети не любят читать?

Когда я в первый раз услышала про книгу “Как роман”, я подумала, ну мало ли кто и что говорит о чтении. О Даниэле Пеннаке я тогда ничего не знала, поэтому доверия книга со странным, как мне показалось, названием у меня не вызвала. Однако фамилия запомнилась, и в ЛитРес я нашла электронную версию художественной книги “Маленькая торговка прозой”.

Я не люблю детективы. Но начав читать книгу Пеннака, не могла оторваться. Мне страшно сильно хотелось узнать, а что дальше, потому что сюжет оказался невероятно притягательным для меня. А потом я узнала, что популярная у французов и европейцев сага о Малоссене (цикл детективов из 7 книг) принесли Пеннаку мировую известность.

И тогда мне захотелось прочитать “Школьный страдания” –

автобиографическую книгу, в основу которой легли его личные переживания двоякого рода — опыт отстающего ученика и «продвинутого» учителя.

ПроДетЛит

Прежде чем доверять чьему-либо мнению, мне важно узнать как можно больше о человеке. Данных в Википедии о Пеннаке мне было недостаточно. И тогда я нашла небольшую статью во всероссийской энциклопедии детской литературы ПроДетЛит – проекте уважаемой и любимой мной РГДБ. А еще прочитала интересное интервью с Даниэлем Пеннаком “Чтение – это PODAROK!” в блоге издательства Розовый жираф.

После такого знакомства с биографией и творчеством автора, я была готова к встрече с книгой “Как роман”.

Послушайте отрывки из книги Даниэля Пеннака. И тогда всё сами поймете.

Если я скажу, что прочитанное кардинально изменило мое отношение к чтению, это прозвучит пафосно. Но будет правдой.

Потому что слова Пеннака разрушили мои заблуждения о том, что именно телевизор и гаджеты вытесняют книги из повседневной жизни детей. Что виновата школьная программа и уроки литературы, которые не создают потребности у ребенка читать, а наоборот, отдаляют юного читателя от сложного классического произведения.

Как оказалось, это лишь вершина айсберга. Настоящая же причина, почему все больше детей не любят читать, совсем не в этом.

Ни пересказывать, ни цитировать эту книгу невозможно – не остановишься. Ее нужно читать самому, лучше в выходной, чтобы не отрываясь. Автор пишет о взаимоотношениях ребенка с книгой и чтением, в частности, о том, почему подростки не любят читать. Но не скрипучими официальными словами, а очень по-человечески. Диалоги взрослых о проблеме, разговоры с детьми, воспоминания, запечатленные точно и легко, с неподражаемыми авторскими комментариями, – все это возвращает нам абсолютно узнаваемые ситуации. Ситуации, в которых мы своими руками порождаем у ребенка книгофобию.

журнал “Первое сентября”, №13/2007

И с этими словами из научного журнала я полностью согласна. Если захочется, посмотрите целиком статью о книге “Помочь ученику открыть в себе читателя“.

Что же делать? В книге “Как роман” вы частично найдете ответ на этот вопрос.

Даниэль Пеннак "Как роман". Кто виноват в том, что дети не любят читать. И что делать | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Однако, увидев, что родители очень часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок уже в 7-8 лет НЕ ЛЮБИТ читать, что они даже не осознают, что МОГУТ повлиять на изменение отношения ребенка к чтению, я создала онлайн-курс “Как пробудить в ребенке желание читать книги”.

О том, что именно повлияло на снижение интереса у детей к чтению книг и о том, почему сейчас дети даже учиться читать не хотят, я проводила прямой эфир и подготовила отдельную статью, а ещё выделила 5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки. Думаю, что они тоже будут вам полезны.