Как научить ребенка владеть собой?
Неумение владеть собой – это первая причина, по которой детям стало труднее читать и слушать книжки. И чтобы найти ответ на вопрос: “Как помочь ребенку научиться владеть собой?” – я обратилась за консультацией к детскому психологу Ксении Собченко. И она рассказала о том, как в простых играх родители могут развивать у детей терпение и умение придерживаться установленных правил.
Почему дошкольники не умеют владеть собой?
За умение владеть собой отвечает префронтальная кора (лобные доли мозга). В ней выполняется тормозящая функция наших импульсов, наших желаний. Она отвечает за то, чтобы мы могли поступить рационально, рассудительно, а не поддавшись эмоциональному порыву.
У дошкольников эта зона мозга развита плохо. И функционировать лучше она начинает обычно к 7 годам. Поэтому в этом возрасте мы можем отправить детей в школу, где они смогут сидеть на уроке 40 минут.
Неумение дошкольников владеть собой связано с их возрастной незрелостью – это нормально. Если же ребенок-школьник испытывает трудности с умением владеть собой, то это значительно осложняет ему жизнь. Однако он в этом не виноват. Ругать за это ребенка бесполезно. Но есть действенные способы ему помогать.
В книге детского невролога Ефимова Олега Игоревича и логопеда Ефимовой Виктории Леонидовны “Вверх тормашками” интересно рассказано про вестибулярные нарушения у детей, которые объясняют возникновение трудностей в школьном обучении, в чтении, в письме.
Мозг ребенка развивается через движение.
Читая книгу Ефимовых, вы сможете понять, все ли в порядке с вашим ребенком. Потому что многие родители просто не знают, что ребенок испытывает сложности и что ему можно помогать.
Заставлять ребенка больше читать, если ему трудно – бессмысленно и вредно. Многим детям намного легче сесть за книгу и почитать после активной игры или спортивных занятий.
Как читать книжки с маленьким непоседой?
Ребенок не захочет читать или слушать книжки, если трудность этого занятия для него выше, чем получаемое удовольствие. Поэтому очень важно поддерживать у маленького ребенка естественную мотивацию и любознательность, не мучить чтением, а показать, как это здорово.
И не стоит бояться простых и ярких книжек. Например, малыши обожают слушать “Очень голодную гусеницу” и “От головы до ног” Эрика Карла. Взрослым они иногда кажутся нелепыми, но детей приводят в восторг!
Книжки-картонки, в которых маленький ребенок может потрогать пальчиками странички и разные игровые элементы, показывают совсем юному слушателю, что чтение книг – это весело и интересно!
Рассматривание деталей в виммельбухах тоже помогает создать приятную атмосферу во время общения с книгой. Маленький ребенок еще не умеет читать, но может разглядывать картинки и рассказывать о том, что видит. Психологи и педагоги сходятся во мнении, что книжки-картинки стимулируют детей к активной творческой работе. Загляните в мою статью Что такое виммельбух, зачем и как его читать?
Когда ребенок смотрит в гаджет с маленьким экраном – это очень ограничивает его поле зрения. А в книжках-картинках, наоборот, рассматривание мелких деталей на большого формата картонных страницах развивает внимательность и наблюдательность.
Для чтения маленьким детям не нужно выделять много времени.
Достаточно и 15 минут, если маме не хочется читать дольше. 15 минут – это лучше, чем ничего. А начинать можно и с 2-х минут в день, постепенно увеличивая время общения ребенка с книгами.
Для поддержания естественного интереса ребенка и формирования у него внутренней мотивации общаться с книжкой важно давать ему самостоятельно выбирать. Для этого лучше ходить не в огромные сетевые магазины, а в маленькие независимые книжные магазинчики-клубы, потому что в них уже отобраны по-настоящему хорошие книжки.
Еще можно ходить в городскую библиотеку, а понравившиеся книги покупать в интернет-магазине. Почитайте мою статью “Что? Где? Когда? читать”.
Как помочь ребенку развивать умение владеть собой?
Самый простой способ помочь ребенку научиться владеть собой – не лениться гулять с ним. Привычные детские игры: догонялки, велосипед, катание с горки, на качелях-каруселях — все они стимулируют вестибулярную систему ребенка и влияют на развитие мозга.
Если ребенок отказывается сидеть на месте, пока ему читают книжку, то чаще всего мама прекращает это делать, откладывая на потом, “когда подрастет”.
Но ведь неподвижно сидеть на месте во время чтения совершенно необязательно. Пусть ребенок что-то делает, пока вы ему читаете.
Можно читать ребенку, пока он качается на качелях. Дома можно повесить маленький гамак на турнике. Это очень хорошо помогает ребенку сосредоточиться.
Нужно помнить, что детям сложно без того, чтобы они получали двигательно-вестибулярную информацию от мира. Поэтому иногда им нужно что-то крутить в руках, например, спиннеры, слаймы.
Грызть — не всегда вредная привычка, иногда это помогает ребенку ощутить информацию от своих мышц, помогает сосредоточиться, почувствовать, что он находится здесь и сейчас. И тогда ему становится легче воспринимать то, что он слушает. Есть даже специальные грызунки на карандаши для школьников.
Существуют специальные утяжеленные предметы. Обычно их рекомендует невролог. Утяжеленный шарф, например, помогает снять стресс и успокаивает. Он своим небольшим весом давит на тело так, что появляется ощущение, как будто тебя обнимают. Это помогает ребенку ощутить себя в пространстве. Или шарф можно положить на колени ребенку, когда ему трудно усидеть на месте. Так ребенок будет лучше ощущать свое тело и сможет внимательнее слушать то, что ему читают.
А можно просто завернуть ребенка в одеяло, как в гнездышко, и почитать ему интересную книжку.
Начинать лучше с чтения стихов. Детям легче воспринимать ритмичный слог, поэтому они получают настоящее удовольствие, слушая, как мама читает. Именно за ритм и рифму дети так любят стихи Корнея Чуковского, хотя многим взрослым они кажутся устаревшей белибердой. Посмотрите мою статью “Стихи для детей 3-4-5 лет, которые развеселят и родителей”.
Какие игры помогают ребенку научиться владеть собой?
Словесные игры легко включить в повседневное общение с ребенком. Для них не понадобится выделять время, а можно играть в пути, в транспорте, в поликлинике, пока готовите ужин или в любые свободные 5-10 минут.
Игра 1: Вы поедете на бал?
Мама начинает игру с присказки-правила:
— Да и нет не говорите,
Черное с белым не берите,
Вы поедете на бал?
Ребенок отвечает, например,
— Наверное…
Далее мама начинает задавать любые вопросы: «На чем поедете?», «С кем поедете?», «Что наденете?», пытаясь подловить ребенка, чтобы он ответил: Да, нет, черное или белое.
Если слово случайно сказано, то игроки меняются ролями.
Эта простая игра развивает внимание и произвольность. Ребенку нужно все время анализировать, что он сейчас скажет, мысленно ловить слова, которые по правилам игры нельзя говорить и тут же придумывать другой ответ. Игра очень хороша для подготовки к школе, хотя можно начинать играть и с 5 лет, а потом продолжать с младшим школьником.
Игра 2.
Начинаем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, в котором есть цифра 3, должен не сказать словами, а хлопнуть в ладоши. И так досчитать до 100. Потом можно усложнить и добавить, например, еще цифру 6. Главное, чтобы не одному и тому же человеку всегда выпадало действие. И каждый раз можно менять цифры. Детям обычно очень весело!
Игра 3: Король (Принцесса) говорит.
Мама говорит ребенку: “Присядь”, “Подпрыгни”, “Покружись” – но ребенок не должен выполнять эти задания. Но если мама начинает со слов: “Король говорит: Покружись” – то все дети это задание выполняют.
Такая игра развивает фонематический слух, который особенно важен для успешной учебы в школе.
Игра 4: Сделай то, что я скажу, а не то, что покажу.
Мама показывает одно движение, а говорит что-то другое. Например, дотрагивается кончиком пальца до носа, а говорит – попрыгай. Или поднимает руки вверх, а говорит – присядь на корточки. На самом деле детям не так-то просто выполнять такие забавные задания, потому что им легче увидеть и скопировать движение, чем услышать слова и выполнить услышанную задачу.
Настольные игры, чтобы научить ребенка владеть собой.
1. Халли Галли Вечеринка – веселая и отлично развивает внимание и произвольность.
Произвольность – это синоним умения владеть собой. Когда ребенок делает не то, что хочет прямо сейчас, не то, чего ему импульсивно хочется, а то, что он как бы решил надо делать, либо ему сказали, и он послушался.
2. Добболь – развивает визуальное внимание и скорость реакции.
3. Заводной и задорный Гоббит – простой и надежный способ увлечь и непоседливых детей, и вечно занятых взрослых.
Почти любая настольная игра развивает у ребенка произвольность, потому что в ней всегда есть правила, которым все игроки должны следовать.
И привычная игра-ходилка не так проста, какой кажется на первый взгляд взрослому. Вот выпало ребенку пропустить ход, а ему трудно, но ведь хочется играть дальше, поэтому приходится потерпеть и сделать над собой усилие.
Иногда в игры-ходилки детям слишком сложно играть, потому что больно проигрывать. Тогда нужно просто подождать, чтобы ребенок созрел до этого. А пока играть в игры, где нет проигравших.
Например, Коварный лис прекрасно подойдет для детей с 4-х лет. В этой игре все играют против лиса. Поэтому ребенок не может оказаться проигравшим – либо лис выиграет, либо все участники. А Лису психологически проще проиграть, чем маме или сестре.
А еще есть хорошая игра – Каркуша – для детей с 2-3-х лет. Её особенно удобно брать с собой в дорогу.
Как домашние обязанности помогают научить ребенка владеть собой?
В повседневной жизни стоит учить ребенка чуть-чуть откладывать удовольствие. Просто через то, что у вас тоже есть свои личные границы. Например, ребенок кричит: “Мама, мама!”, а в ответ слышит: “Подожди, пожалуйста, я сейчас закончу свое дело и потом подойду к тебе”. Так он будет постепенно учиться немного ждать.
Домашние обязанности помогают ребенку почувствовать самоуважение, ему приятно, когда для него выделяют посильную зону ответственности. Один из аспектов подготовки ребенка к школе – это научить его самостоятельно одеваться. Однако важно это преподносить не как обязанность или повинность, наоборот, как доверие, что раз он такой большой, поэтому может сделать что-то сам.
Конечно, всё проще сделать самой, а чтобы делать что-то (готовить, убирать) с помогающим ребенком, маме требуется много терпения. Но если думать об этом, как будто ты делаешь свое дело плюс проводишь развивающее занятие для ребенка, спокойствие сохранять легче. Потому что в процессе самообслуживания у ребенка развиваются и целеполагание, и овладение собой, и память, и внимание, и контроль — разве можно на это жалеть времени? Ведь всё это необходимо, чтобы ребенок научился владеть собой.
Если вы нашли статью полезной, то приглашаю заглянуть в блог Ксении – она интересно пишет о хороших отношениях с детьми – kseniapsy.ru.