Ребенок не хочет учиться читать? В чем причины и что делать.
Все чаще родители сталкиваются с проблемой, что ребенок не хочет учиться читать. Однако многие не торопятся её решать, потому что к школе так или иначе ребенок хоть немного, но читать научится. И тут уже неважно, хочет он или нет – ему придётся.
По статистике 20% детей учатся читать самостоятельно, если организовать для них подходящую среду, в которой к книгам относятся с любовью и уважением. А 80% детей необходимо научить читать.
Поэтому где-то с 6 лет родители начинают активно учить ребенка читать и делают это доступными им способами: кто-то водит на занятия по подготовке к школе, а кто-то сам с ребенком занимается дома.
Интересно, кто-нибудь помнит как его учили в детстве читать? Помните ли вы, какого большого труда вам стоило научиться читать? Или этот период стерся из памяти, и вы уже даже представить себе не можете, как это – не уметь читать? Все умеют читать. И дети обязаны научиться. Они просто должны постараться.
Так вот мы, родители, совершенно забыли, что научиться читать – трудно. Что чтение – это не просто складывание букв в слова, а слов в предложения.
И мы сердимся, когда ребенок часто ошибается, запинается, неправильно ставит ударения, читая нам книжку вслух. Потому что нам кажется, что в современном мире любой человек может читать. И мы упускаем из виду, что важно организовать педагогически грамотный процесс обучения чтению.
Вспомните, когда ребенок учился ходить, вряд ли вы делали ему замечания каждый раз, когда он вставал на свои маленькие ножки, пытался сделать шаг вперед, но у него не получалось. И тогда он предпочитал доползти до места, куда сперва хотел дойти. Вряд ли вы торопили его, когда он только-только начал ходить, настойчиво предлагая ему как можно больше бегать.
Наоборот, вы были с ним рядом, чтобы поддержать, если вдруг упадет. Вы подбадривали ласковым словом, обращая его внимание на то, что у него все получится. Что он еще будет быстро бегать, нужно лишь чуть-чуть подрасти. Вы радовались его попыткам научиться ходить и с доброй улыбкой утешали, если у него это не получалось.
Так что поверьте, ваше родительское сердце знает, что значит грамотно организовать процесс обучения, в том числе и чтению. Создать атмосферу, в которой ребенок не будет бояться ошибаться, в которой не будет места спешке и суете, в которой его не будут жестко контролировать, замеряя скорость чтения и подсчитывая количество правильно прочитанных слов.
Если вы чувствуете, что можете управлять своими эмоциями и быть взрослым, готовым поддержать ребенка на трудном пути обучения чтению, значит можете это сделать самостоятельно. Однако если вы знаете, что ваши бурные эмоции будут обрушиваться на ребенка, что вы не сможете терпеливо слушать чтение вслух с ошибками, не поправляя и не делая резких замечаний, тогда вы имеете полное право делегировать эту важную и большую задачу специалисту, которому доверяете.
Если ребенок не хочет учиться читать, то родители могут сделать очень многое, чтобы ему помочь, только часто об этом даже не догадываются. Потому что в нашем детстве никто не прилагал дополнительных усилий, чтобы мы подружились с книгами.
Однако сейчас родителям необходимо прививать ребенку любовь к чтению, потому что раннее обучение и принуждение приводят к тому, что ребенок начинает ненавидеть читать.
Когда я думала, как назвать прямой эфир, в котором хотела подробно рассказать о том, почему сейчас так обострилась ситуация с тем, что всё больше детей не хотят учиться читать, то мне в голову приходила мысль сделать её правильной с точки зрения SEO-заголовков.
Меня ведь тоже цепляют заголовки по типу: “10 ошибок, которые совершают родители, когда учат ребенка читать” – заманчивая цифра и слово “ошибки”. Я ведь не хочу ошибаться. А может я уже совершаю эти ошибки, ну-ка, ну-ка, надо почитать, что там я делаю неправильно.
Однако несмотря на то, что я педагог и в мои ежедневные задачи входит сообщать ученикам, где они допустили ошибку, я стремлюсь делать это тактично, не вызывая у ребенка страха ошибаться. И стараюсь как можно больше направлять внимание ребенка на ту работу, которую ему удалось сделать особенно хорошо.
Такого же принципа я придерживаюсь и в общении с родителями. Я не хочу вызывать ни в ком чувство вины за то, что какие-то поступки в воспитании ребенка были педагогически неверными. Поэтому и не стала писать статью, а выбрала формат прямого эфира, где в моих интонациях вы не услышите ни слова упрека в свой адрес.
Наоборот, я стремилась поддержать вас, обратить ваше внимание на те аспекты в жизни ребенка, которые напрямую влияют на его отношение к чтению, но вам об этом раньше не было известно.
Для меня это первый опыт ведения прямого эфира, поэтому в первые 10-15 минут вы увидите, как сильно я волнуюсь. Однако дальше я настолько погружусь в возможность наконец-то рассказать о том, о чем моя душа педагога так сильно болит, о чём я не могу молчать. Потому что хочу помочь родителям, хочу предостеречь от опасностей, которые возникли в современной жизни. И вы узнаете причины, почему ребенок не хочет учиться читать.
Чуть раньше я писала статью 5 причин, почему ребенок не хочет читать и слушать книжки, загляните, она хорошо дополняет эту тему.
А из видеозаписи прямого эфира вы также узнаете о том:
1) почему раннее развитие вредно для ребенка;
2) что формирует у ребенка клиповое мышление, мешающее ему понимать прочитанное;
3) что повлияло на рост числа детей, получающих к 1-2 классу диагноз – дислексия, дисграфия.
Если же вы готовы перейти от слов к делу, то приглашаю на десятидневный курс для родителей “Как пробудить в ребенке 5-8 лет желание читать книги”.
Если же еще сомневаетесь, то статья Что делать, если ребенок не хочет читать книги, написана специально для вас.
В соцсетях пишу полезные для родителей заметки и забавные истории из жизни учителя. Там удобно задавать мне вопросы.