Кто виноват в том, что дети не любят читать?
Когда я в первый раз услышала про книгу “Как роман”, я подумала, ну мало ли кто и что говорит о чтении. О Даниэле Пеннаке я тогда ничего не знала, поэтому доверия книга со странным, как мне показалось, названием у меня не вызвала. Однако фамилия запомнилась, и в ЛитРес я нашла электронную версию художественной книги “Маленькая торговка прозой”.
Я не люблю детективы. Но начав читать книгу Пеннака, не могла оторваться. Мне страшно сильно хотелось узнать, а что дальше, потому что сюжет оказался невероятно притягательным для меня. А потом я узнала, что популярная у французов и европейцев сага о Малоссене (цикл детективов из 7 книг) принесли Пеннаку мировую известность.
И тогда мне захотелось прочитать “Школьный страдания” –
автобиографическую книгу, в основу которой легли его личные переживания двоякого рода — опыт отстающего ученика и «продвинутого» учителя.
ПроДетЛит
Прежде чем доверять чьему-либо мнению, мне важно узнать как можно больше о человеке. Данных в Википедии о Пеннаке мне было недостаточно. И тогда я нашла небольшую статью во всероссийской энциклопедии детской литературы ПроДетЛит – проекте уважаемой и любимой мной РГДБ. А еще прочитала интересное интервью с Даниэлем Пеннаком “Чтение – это PODAROK!” в блоге издательства Розовый жираф.
После такого знакомства с биографией и творчеством автора, я была готова к встрече с книгой “Как роман”.
Послушайте отрывки из книги Даниэля Пеннака.
Если я скажу, что прочитанное кардинально изменило мое отношение к чтению, это прозвучит пафосно. Но будет правдой.
Потому что слова Пеннака разрушили мои заблуждения о том, что именно телевизор и гаджеты вытесняют книги из повседневной жизни детей. Что виновата школьная программа и уроки литературы, которые не создают потребности у ребенка читать, а наоборот, отдаляют юного читателя от сложного классического произведения.
Как оказалось, это лишь вершина айсберга. Настоящая же причина, почему все больше детей не любят читать, совсем не в этом.
Ни пересказывать, ни цитировать эту книгу невозможно – не остановишься. Ее нужно читать самому, лучше в выходной, чтобы не отрываясь. Автор пишет о взаимоотношениях ребенка с книгой и чтением, в частности, о том, почему подростки не любят читать. Но не скрипучими официальными словами, а очень по-человечески. Диалоги взрослых о проблеме, разговоры с детьми, воспоминания, запечатленные точно и легко, с неподражаемыми авторскими комментариями, – все это возвращает нам абсолютно узнаваемые ситуации. Ситуации, в которых мы своими руками порождаем у ребенка книгофобию.
журнал “Первое сентября”, №13/2007
И с этими словами из научного журнала я полностью согласна. Если захочется, посмотрите целиком статью о книге “Помочь ученику открыть в себе читателя“.
Что же делать? В книге “Как роман” вы частично найдете ответ на этот вопрос.
Если же вы готовы перейти от слов к делу, то приглашаю на десятидневный курс для родителей “Как пробудить в ребенке 5-8 лет желание читать книги”.
Если же еще сомневаетесь, то статья Что делать, если ребенок не хочет читать книги, написана специально для вас.
Вам могут быть полезны статьи Ребенок не хочет учиться читать? В чем причины и что делать или 5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки.
В соцсетях пишу полезные для родителей заметки и забавные истории из жизни учителя. Там удобно задавать мне вопросы.