Что? Где? Когда? читать
Хотите понять, как сформировать у ребенка привычку читать? Я расскажу. Важно научить его выбирать интересные книги, обустроить уютное место для чтения и выделять каждый день для этого время. Принять решения о том: что, где и когда читать, – подходящие именно вашей семье. Поверьте, это нетрудно. Давайте поговорим обо всем по порядку.
Как вы делаете выбор книги, которую хотите прочитать? В этом вопросе мне редко требуется чья-либо помощь. Я доверяю своей интуиции. Если я прихожу в библиотеку, то иду в зал с интересующей меня тематикой. Там я разрешаю своему взгляду гулять по стеллажам, бегло читая названия книг и имена писателей, пока он не зацепится за что-то привлекательное.
Беру книгу в руки, рассматриваю обложку, открываю на любой странице и читаю несколько абзацев. Если текст кажется мне неинтересным, и язык автора мне не нравится, то возвращаю книгу на полку и продолжаю поиск.
Довольно часто я выискиваю знакомые фамилии писателей, те, которые я где-то видела или слышала, потому что мне трудно доверять неизвестному. И часто таким образом ко мне попадают книги, которые мне действительно нужно прочитать, потому что они задают мне правильные и своевременные вопросы.
Но такое везение ко мне пришло только с опытом. Чем больше я узнаю о литературном мире, тем легче мне в нем ориентироваться.
Но неискушенному читателю трудно сделать выбор подходящей книги. Этому научить могут, в первую очередь, родители.
Конечно, не все хотят хранить дома большие книжные шкафы и полки. Но благодаря легкому доступу к электронным библиотекам, каждому предоставляется возможность огромного выбора. Однако детям очень нужны границы для выбора, иначе они становятся бессильны принять решение в пользу какой-либо одной книги.
Лучше всего привести ребенка в библиотеку или книжный магазин, показать конкретные стеллажи с предназначенными его возрасту книгами и разрешить самому выбирать. А вы пока сможете выбрать те книги, которые вам хочется ему почитать.
Чтобы ребенок научился выбирать хорошие книги, ему необходимо давать возможность самостоятельно принимать решения, даже если вам его выбор не нравится.
Поэтому приходить вместе с ребенком в детскую библиотеку удобнее, чем в книжный магазин. Так вы не тратите деньги на те книги, которые на первый взгляд ребенку понравились, но при чтении оказались неинтересными. Чтобы научиться выбирать хорошие книги недостаточно богатого ассортимента – важно, чтобы рядом был опытный читатель, мнению которого ребенок доверят, то есть вы.
Вам важно, в какой обстановке читать? Слышите ли вы шум в метро, если читаете? Мешает ли вам бегающий по квартире ребенок, если вы с книжкой сидите на диване? Отвлекает ли вас холодный ветер, если вы читаете на улице?
Когда я читаю, мои мысли полностью погружаются в книгу, и я мало замечаю окружающее меня пространство. Иногда я читаю специально для того, чтобы перестать замечать что-либо вокруг себя.
А вот для детей обстановка имеет огромное значение. Им трудно сконцентрироваться, поэтому необходима соответствующая занятию атмосфера.
Тишина, уютный уголок, чтобы было удобно сидеть – для ребенка это важно. Поэтому планируя интерьер детской комнаты, можно подумать о месте для чтения. И чтобы такое место не вызывало у него ассоциаций со школой и домашними заданиями. Нет, пусть это будет его маленький уголок рая, где он сможет прятаться от любопытных взглядов родителей.
А еще очень удобно читать ребенку в транспорте. В моем рюкзаке всегда лежат несколько тоненьких детских книг, чтобы при необходимости можно было бы с пользой провести 15-20 минут, облегчив ребенку и себе пребывание в пути.
Когда книга выбрана, место обустроено, наступает самое трудное – найти время для чтения.
Нелюбовь к чтению многие взрослые прикрывают отсутствием свободного времени. Но если ребенок не видит своих родителей читающими книги, то в его картине мира создаются определенные образы приятных и неприятных занятий.
Маленькие дети по своей природе обожают рассматривать иллюстрации в книгах, им нравится слушать, как вслух читают близкие люди.
Приходит время, и ребенок мечтает научиться читать сам, запоминает буквы, пытается понять, как складывать слоги, а потом читает целые предложения. И взрослые искренне радуются, потому что мы не рождаемся с умением читать и писать, каждый человек проходит собственную эволюцию до уровня читателя.
И в тот момент, когда родители видят, что ребенок научился читать сам, их подстерегает неприятный сюрприз: ребенок читает, но с большим трудом понимает прочитанное.
Поэтому особенно важно продолжать читать вслух своему ребенку на протяжении всей начальной школы.
Ребенок хочет вас порадовать, он всем своим видом показывает, как читает. Но он еще не в силах одновременно с процессом соединения слов в предложения рисовать в своей голове образы, чтобы понимать смысл читаемого текста.
А удовольствие от процесса чтения приходит только тогда, когда вникаешь в ход событий, открываешь для себя характеры персонажей.
Если ребенок говорит, что не любит читать, значит, ему просто трудно понимать читаемый текст.
Нужно просто продолжать читать вместе с ним и ни в коем случае не заставлять его делать это самостоятельно. Заставляя ребенка читать, вы навсегда возводите непробиваемую стену между ним и книгами.
Для развития навыка усидчивости важно, чтобы ребенок регулярно читал те книги, от которых он получает удовольствие. Тогда процесс чтения будет ему в радость, и он полюбит общение с книгами. Зная об этом, родители могут выделять в течение дня специальное время для чтения, чтобы помочь ребенку находить все больше и больше интересных книг. Так формируется привычка читать.