Я так боялась превратиться в домохозяйку, что даже не заметила, как это произошло.
Сегодня… хм… А стоит ли начинать свой рассказ со слова “сегодня”? Ведь читатели увидят его, когда моё “сегодня” будет уже не просто вчера, но и позавчера, и позапозавчера, и полгода назад, и год назад и так далее. Изменится ли смысл моей истории через несколько лет? Думаю, что нет. Особенно если эту историю будет читать какая-нибудь уставшая мама. Тогда каждое слово, скорее всего, сможет найти отклик в её душе, пробудить те же чувства, которые случились в моём “сегодня”.
Поэтому, пожалуй, оставлю начало таким. Сегодня…
Сегодня я впервые увидела, как именно распределяю задачи на день. И меня это привело в ужас! День, конечно, выдался не совсем таким, как обычно. Уже почти пятилетний ребенок остался дома, а не пошел в детский сад. Потому что в горле першит. Потому что всю прошлую неделю она ходила каждый день в это прекрасное учреждение, которое позволяет женщине облачиться в любую другую роль, кроме мамы. Конечно, до прошлой недели ребенок почти три недели была на больничном. Хорошо, что ничего серьезно и без смертельной угрозы – сопли, ОРВИ. Но всё же, на больничном читай постоянно дома.
И вот вечером после шестого дня посещения детского сада ребенок пожаловался на горло. Не болит, но першит. Не красное, но похоже снова заболевает. И муж сделал вывод: завтра ребенок в сад пойти не сможет, а то совсем разболеется. А на завтра у меня были рабочие планы. Я предполагала, что смогу повторить съемку 13 видео-урока для моего онлайн-курса.
Почему повторить? Потому что когда чего-то очень хочешь, то стоит быть готовым к проверке на прочность своего желания.
А значит, если вдруг случилось так, что фикус в кадре оказался главным, что камера отчего-то решила, что на моем лице можно поиграть с фокусировкой: в фокусе – не в фокусе – в фокусе – не в фокусе – и так все 2 часа видеосъемки. И обнаружила этот досадный сюрприз я лишь в тот момент, когда села делать монтаж видео. Потому что на маленьком экране фотоаппарата (не подумайте, я видео-уроки не на телефон снимаю, у меня же не айфон) такую важную деталь увидеть нельзя, на нём картинка кажется нормальной.
И когда мне необходимо через полчаса выходить из дома в темный холодный ноябрьский вечер, чтобы забрать ребенка из сада домой, я понимаю, что главное дело дня псу под хвост. И в этот момент, конечно, я готова расплакаться, но не могу – для видеосъемки я сделала красивый макияж и уложила волосы. Если останусь оплакивать свою неудачу и умываться, то дочка опоздает на хореографию. Я же хорошая мама, я не могу такое допустить.
Плывем дальше. Ребенок во вторник остался дома. Видеосъемку пришлось отложить. Ладно, всё в жизни бывает.
Беру лист бумаги и сообщаю ребенку, что сейчас мы будем планировать список дел. Потому что день – будний, мои рабочие дела я отменить не могу из-за того, что она внезапно осталась дома, поэтому будем договариваться, как всё важное успеть.
И первым делом на чистом листе появляется запись: с 11 до 12 – прогулка. Ведь режим в детском саду такой. Не стоит его нарушать. Это важно для чувства безопасности у ребенка. Отсутствие режима – одна из причин, почему ребенок не хочет читать и слушать книжки. Я даже статью об этом раньше писала.
Да и самой как-то легче, зная, что на прогулке ребенок сам себя займет. Мне же придется лишь ходить туда-сюда, пряча руки в карманы, потому что на большом пальце правой варежки уже неделю красуется большая дырка, а купить что-то для себя из одежды – так это же событие года. Это ребенок не может ходить в дырявых варежках. А я-то потерплю, не маленькая.
Ладно, вторая запись – с 12 до 13 – приготовить обед и пообедать. Муж уже давно работает на удаленке. В этом есть свои плюсы.
Он теперь физически – почти постоянно дома. А вот мысленно – постоянно на работе.
Потому что рабочий кабинет оборудован в спальне. Открываешь глаза и вот – на тебя сразу смотрят два больших черных глаза из мониторов. Хорошо, что можно тут же перевести свой взгляд на книжный стеллаж, стоящий по соседству с рабочим столом.
Но рабочий день-то тоже стал начинаться позже. Раз не надо никуда ехать, то и с постели можно вставать без пяти девять. И спокойно идти завтракать, спокойно принимать душ – все равно раньше 10 утра начать работу почти невозможно, потому что никого из коллег на рабочих местах еще нет. А если ты руководитель, так какая же у тебя работа без подчиненных. Вот и подстраиваешься под общий график, чтобы оставаться на связи до 8 вечера.
Муж поначалу старался привести себя в рабочий вид к 9 часам. И даже рубашки надевал, сохраняя внешность офисного человека. Но вот в джинсах сидеть дома как-то неудобно: довольно быстро стали нормой рабочей одежды так строго поруганные и неприемлемые дресс-кодом – спортивные шорты. Да и рубашки довольно быстро сдали свои позиции футболкам – посмотришь конференцию в зуме, а там все такие – по-домашнему растрепанные. И вроде бы видишь своего мужчину каждый день, но глазам очень не хватает того мужественного образа в отглаженной рубашке и синих левайсовский джинсах.
Война войной, а обед по расписанию. И я же хорошая жена, хочу позаботиться о здоровье мужа. Так ведь и ребенок сегодня дома обедает. Так что этот пункт обязательный. Доставкой еды не отделаешься.
Ладно. Третий пункт. Хм… ребенок уже давно просится покататься на пони. Конюшня у нас недалеко от дома. Деньги ей прабабушка подарила. Я хотела отвести её в четверг после садика, потому что в среду снова хореография. А почему бы тогда не сегодня? Раз всё равно дома. Насморка нет. Вид абсолютно здоровый. Так и засветло на манеже приятнее заниматься. Не знаю, есть ли там вообще освещение?
Алло, можно записать ребенка покататься на пони сегодня? Только именно на Птичке, дочка всегда на ней катается. Шевченко Василиса. Почти 5 лет. в 15.30? Нет? В 14.30? Да, хорошо, спасибо!
Ребенок, слушая разговор, сияет от счастья. “Ура, мама! Спасибо, мама! Ты самая лучшая мама!” И все время после этого постоянно спрашивает: “Мама, а скоро мы уже поедем кататься на лошадке?” Раз сто, не меньше.
Ой-ой… у меня же сегодня занятие с учеником должно быть в 16 часов. Вот блин-блинский. Мы же не успеем вернуться из конюшни. Я же еще должна успеть подготовить материал к уроку. И в этот момент закрадывается предательская мысль: Может быть отменить …. рум-трум-трум… занятие с учеником? Вы улыбаетесь? Да-да, не скрою, именно эта противная мысль! И тем не менее мне удается договориться с мамой ученика о том, чтобы просто сдвинуть занятие и начать его на полчаса позже.
Так-так, а когда выделить время, чтобы подготовиться к уроку? С 12 до 13 обед, конечно, он затянется до 13.30, а потом бегом на автобус, он ходит каждые 22 минуты, надеюсь, повезет, успеем к лошадкам вовремя. Ладно, пока ребенок будет кататься, у меня будет полчаса на подготовку. Да, там же в манеже в уголочке есть пластиковый стул точно такой, как в дешевых советских кафешках на берегу моря, просто возьму с собой книжки, за полчаса пальцы не успеют замерзнуть, записывая коротенький конспект. Как-нибудь успею, как-нибудь подготовлюсь. Скорее всего еще дома будет 15 свободных минут до начала урока.
Дальше в список дел на день нужно поставить… хм… прогулку с 18 до 19. Они же в садике как раз в это время гуляют. Режим, режим, надо соблюдать. Погода неплохая, дождь моросит немного, снег тает, зато играть с ребенком не надо, на улице сама себя займет, с друзьями во дворе поиграет.
А мне что, мне ничего – просто ходи себе по кругу, подкаст какой-нибудь послушай. Потерпи немножко. Вот подрастет деточка и сама сможет гулять… Да-да, подрастет, еще несколько годочков осталось… Почти пять ведь уже позади.
Так, после прогулки должен быть ужин. С 19 до 20 – поздновато, конечно. Хотя, мы же теперь раньше и не успеваем сесть за стол, мне же еще и приготовить его надо. Ладно, записываю – с 19 до 20 – приготовить ужин и поужинать. Что будет после 20 часов придумывать нет смысла, ежу понятно, будет как всегда – мама укладывает ребенка спать. Значит, все ритуалы: умыться, зубы почистить, книжку почитать, надеть пижаму… включить ночник и лежать рядом, пока ребенок не уснет. Может полчаса, может час. Ведь она последние два года постоянно разговаривает. Понимаю, что сейчас всё, что у нее на уме, то и на языке. Но сколько же у нее всего на уме-то, какой-то бесконечный поток слов, который приходится осмысленно обрабатывать и давать адекватную обратную связь.
Мне тут недавно дочка задавала и задавала вопросы: “А почему то? А почему сё? И так сто раз. На сто первый я, конечно, не выдержала и сказала, что с меня хватит, я устала, больше не хочу отвечать. А ребенок расплакался и с упреком так серьезно мне бросила: “Мама, я столько всего не знаю, ну мне же всё интересно, откуда я еще могу узнать?” Я не смогла смолчать и буркнула: “Вот научишься сама читать, тогда и сможешь обо всём узнавать”. Непедагогично, понимаю, но я же тоже человек.
Ладно, после 8 вечера все понятно – уснет ребенок в 9 часов и начнется мое личное время. Даже если в 9.30 уснет, все равно до полуночи еще больше двух часов – свобода! Можно столько всего успеть сделать!
Так, а что у нас остается в первой половине дня, когда можно поработать с утра-то? На часах уже 9.30, так-так, до 11 маловато времени остается. Ладно. Что можно сделать для своего проекта? Хотя тишины не будет, утренняя порция мультфильмов ребенком уже съедена, ведь если я открою ноутбук, то она так и будет каждые пять минут мне говорить: “Мам, смотри!” Это мужу хорошо, ушел в свою спальню-рабочий кабинет, дверь закрыл и работает. Ребенок знает, что папу дергать нельзя, у него рабочий день. А мама – тут рядом сидит, к ней можно с любыми вопросами обращаться каждую секунду: “Я хочу есть, хочу пить, хочу хлеб, хочу яблоко”. И даже если она всё это может взять и сама, так ведь станет постоянно спрашивать разрешения. Попробуй тут сосредоточиться на чем-то. Ладно, вымою пол. С 10 до 10.30. А потом с 10.30 до 11 – поработаю.
Вот так! Полчаса утром – это всё, что я отвела для своего дела, понадеявшись, что после засыпания ребенка я смогу приступить к своим делам, которые считаю важными для себя, но которые никак не связаны с ролями жены и матери.
И с таким планом дел на день я со спокойной душой, что все под контролем, день не будет прожит зря, я отправилась в ванную умываться.
В 19.00, поставив рыбные палочки в духовку и кастрюлю с водой для макарон на плиту, я открыла блокнот и записала: Сегодня я впервые увидела, как именно распределяю задачи на день. Я же хорошая мать, я же хорошая жена, поэтому в списке дел в первую очередь появились задачи, которые связаны с заботой об интересах ребенка, с удовлетворением базовых потребностей мужа и решением бытовых задач.
Какой кошмар! Я так боялась превратиться в домохозяйку, что даже не заметила, как это произошло. Понятно, что мужа и ребенка такое положение дел нисколько не удивляет – ребенок доволен, муж накормлен, дома чисто. А что чувствую я? Когда вижу, что на часах уже семь вечера, а для своего проекта я еще не сделала ничего.
И в этот момент мне вспомнились слова из моего 13 видеоурока, который мне предстоит переснять: “Когда мы боимся, что у нас что-то не получится, нам и делать это не хочется”.
С домашними делами я справляюсь. Но весь этот год я живу с медленно разгорающимся желанием перемен. Так кто же меня останавливает? Муж? Ребенок? Нет.
Я САМА ТАК спланировала свой день. Потому что следовать такому плану дел мне нестрашно, я уверена, что у меня получится, потому что тысячу раз уже это делала. И пусть ужин будет неидеальным – нестрашно. И пусть пол будет вымыт небезупречно – нестрашно. И пусть ребенок все равно будет привлекать к себе много внимания – нестрашно. Все равно ночь наступит, ребенок уснет и вот тогда – начнется МОЁ время. С уже помутившимся сознанием. С накопленной за день усталостью – физической и эмоциональной. Но только тогда я РАЗРЕШАЮ СЕБЕ ДЕЛАТЬ ТО, что важно только для меня и не имеет прямого отношения к моей семье. Вот она горькая ПРАВДА.
Развитие своего проекта – это новое для меня дело. Я не уверена, что у меня получится. Я не всегда знаю, что именно в первую очередь и как именно мне нужно сделать. Поэтому ВЫБИРАЮ то, что умею, знаю. Даже если не испытываю после этого чувство удовлетворения от того, что прожила день так, как мне больше всего нравится.
Я противопоставляю СЕБЯ и СВОЮ СЕМЬЮ. Думаю, что ДОЛЖНА ВЫБИРАТЬ: либо это, либо то. Думаю, что совместить их вместе нельзя. Потому что то, что люблю я, не совпадает с тем, что любит ребенок и муж. Я САМА ДЕРЖУ себя в клетке, убеждая, что дверь заперта. Но это САМООБМАН. Ловушка мозга, находясь в которой я позволяю себе БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ, позволяю МЕЧТЕ оставаться МЕЧТОЙ, а не стать ЦЕЛЬЮ.