Исповедь учителя литературы. Оксана Шевченко | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению
Тайны учителя литературы

Исповедь учителя литературы

Когда я училась в магистратуре педагогического университета, лучший в моей жизни профессор рассказывал, что учителя в современной школе превращены в оказывающий образовательную услугу персонал. Образование стало не правом человека, а обязательной бесплатной услугой для него.

И тогда я не могла понять полный смысл этой страшной смены парадигмы. Пока не вышла на работу в школу.

Оксана Шевченко. Первый рабочий день в школе | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению
Первый день на работе в школе

Я проработала в школе всего два с половиной месяца. Ушла, потому что поставила в приоритет воспитание своей маленькой дочери, не готовой в два с половиной года лишиться внимания мамы. А работа в школе занимала все мое время.

И как мама, я хочу дать своему ребенку качественное образование, которое станет для него фундаментом в жизни. Поэтому я очень заинтересована, чтобы мой ребенок попал в коллектив профессиональных педагогов, которые любят свою работу, хотят и умеют её выполнять. В школу, где моего ребенка будут уважать, обучать и воспитывать, покажут пути для поиска своего места в жизни.

Сейчас моей дочке 3,5 года и я готова вернуться к профессиональной деятельности. На днях побывала на собеседовании в еще недостроенной школе. Она находится в соседнем доме. Не стану таить, мы выбирали жилье для покупки с учетом этого фактора. Чтобы дочка могла ходить в школу пешком без сопровождения взрослого. Да и я думала, что будет удобно работать близко от дома. И вот мечта стала чуть ближе.

Но после собеседования внутри меня всё кипит, терзает и даже царапает. Настолько противоречивыми эмоциями наполнило меня общение с представителем отдела кадров.

Казалось бы, сейчас все технологии доступны: бесплатные библиотеки с огромным выбором книг, электронные ресурсы со статьями и материалами, для удобства можно использовать информацию в видео-формате. Ничто не спрятано, всё на виду, бери и пользуйся. Психология и педагогика в своем развитии достигли определенных положительных результатов, которые доступны для изучения, стоит лишь только захотеть.

У современных детей, наконец-то, есть время, чтобы успешно получать знания. Им не надо работать в поле или на заводе, чтобы помогать родителям прокормить многодетную семью. Им вообще не надо думать о голоде и холоде, потому что они всегда сыты и в тепле. Так учись, хватай возможности за хвост, пока ты любознателен, открыт всему новому, спасибо школе, что утоляет жажду знаний, общения и открытий.

Василий Перов "Тройка". Тема детского труда | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Но в реальной жизни многие дети не хотят ходить в школу. Они не хотят учиться. Порой, мы говорим, что это нормально, потому что сами-то тоже не хотели ходить в школу, нам тоже многое не нравилось. Но в конце концов мы подстроились, научились правилам жизни в российском обществе. Ничего — живем же. Но для своих детей все-таки хочется чего-то получше.

Скажу сразу, что я делаю выводы лишь на основе своего учительского опыта, не пытаясь что-то обобщать. Поэтому то, что вы прочтете дальше, может вас шокировать, удивить или вызвать негодование.

Хотя, возможно, вы почувствуете ту тяжесть ловушки, в которой оказывается современный молодой учитель. И мой искренний рассказ что-то изменит в ваших представлениях о том, как взаимодействовать с учителями вашего ребенка.

Я надеюсь, что после прочтения моей исповеди, вы захотите изменить свое отношение к учителю и к образовательному процессу в школе. Тогда это сможет стать первым шагом, чтобы изменить бедственную ситуацию с образованием в стране.

Проблемы учителя литературы в современной школе | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Первая проблема учителя заключается в том, что его не уважают.

Поскольку ребенок получает образовательную услугу, то к учителю так и относятся: родители не довольны результатом – виноват учитель. Плохо научил, плохо провел уроки, плохо оценил. И тогда сыпятся жалобы на учителя директору.

И многие родители настолько ожесточенно готовы «защищать» своего ребенка, что даже не пытаются разобраться в сложившейся ситуации. Не приходят, чтобы поговорить с учителем, чтобы выяснить, что происходит с их ребенком, почему он получает плохие оценки, как ему можно помочь. Нет — никаких диалогов. Сразу ругать, обвинять, критиковать.

И учитель оказывается в положении, готовый постоянно обороняться, не зная, когда и в какую минуту на него может вылиться родительский гнев.

Я лично знакома с учителем музыки, которую уволили, потому что на странице её социальной сети нашли фотографию, где она в коротких шортах и с бокалом вина в руке на празднике встречи выпускников. И это родители написали заявление директору. Понимаете, как будто учитель не имеет права на личную жизнь.

А еще это очень обидно, когда тебя сразу обвиняют в том, в чем ты не виноват. Родители не задумываются, что настраивают своего ребенка против учителя, когда говорят о нем плохо. Что это окончательно подрывает и без того ослабленный авторитет педагога в глазах ученика.

А разве можно перенимать знания у человека, которого ты не уважаешь? Конечно нет. Вот и объяснение плохой успеваемости по предмету. И это замкнутый круг, из которого есть выход: откровенно поговорить с учителем напрямую.
Проблемы учителя литературы в современной школе | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Вторая проблема учителя заключается в том, что руководство его не защищает.

Директор школы встает на сторону родителей, потому что он является представителем оказывающей образовательную услугу организации. И если родитель останется недоволен, он переведет своего ребенка в другую школу, значит клиент будет потерян. А на каждого ребенка государство выделяет школе денежные средства. В этом случае школьный бюджет пострадает, чего допустить хороший (=угодный государственной системе) управленец не может. Учитель виноват — будет уволен.

Третьей проблемой учителя становится царящий в школе неблестящий менеджмент.

На переменах, вместо того чтобы побыть в тишине и перевести дух, настроившись на проведение следующего урока, учителя обязаны контролировать поведение детей: чтобы те не бегали, не дрались, не кричали. То есть стоять в коридоре и беспрерывно делать замечания подрастающему поколению, которое напрочь оглохло от бесконечных придирок, игнорирующих природу детей.

В целях безопасности детям в школе запрещаются совершенно абсурдные вещи, которые раздражают и только провоцируют непослушание и справедливые бунты подростков. Например, подниматься вверх можно только по одной лестнице, а спускаться вниз только по лестнице, находящей в противоположном конце коридора. Когда мне об этом рассказал мой ученик, которого я готовила к сдаче ОГЭ в 9 классе, я была в шоке и подумала, что это безумие одной конкретной школы.

Но нет, выйдя на работу, я была обязана быть образцом для подражания, соблюдая это нелепейшее правило. Объяснялось это правило просто: чтобы не было столкновений на лестнице. Но ведь это маразм! И, конечно, многие нарушали это бредовое правило. А значит появлялся дополнительный источник, чтобы учителю необходимо было сделать ребенку замечание.

Лестница в Хоргвардсе. Кадр из фильма Гарри Поттер. Пример-сатира глупому правилу поведения на лестнице в московской школе | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению
Лестница Хогвардс, «Гарри Поттер»

Еще детям в школе нельзя подходить к открытым окнам. Вот представьте себе: весна, солнышко припекает, 10 минут в жизни ребенка – это бесконечность для получения удовольствия в перерыве между 45 минутами попыток грызть гранит науки. И вот он не может подойти и вдохнуть свежий воздух из открытого окна. Он же может выпасть!

Помню, как мне позвонил молодой заместитель управляющего по воспитательной работе и отругал за то, что семиклассники в моем кабинете в майский день стоят у открытого окна. Именно отругал, как маленькую школьницу, а не сделал замечание, как коллега. В итоге в кабинетах царит вечная духота в любое время года, потому что проще не открывать окно, чем бесконечно делать нелепые замечания.

Вообще взаимоотношения руководства с учителями напряженная тема. Иногда учителя даже объединяются между собой и бунтуют, намеренно игнорируя и не выполняя требования руководителей. Разве может в такой атмосфере слаженно работать система, двигаясь к общей цели: предоставлять качественное образование?

И дело не в том, что учитель не хочет работать, а в том, как руководство ставит перед ним задачи.

Потому что требований сыпется очень много. И чаще всего все задания высылаются по электронной почте с темой СРОЧНО (именно большими буквами), с указанием, что крайний срок завтра, но хорошо бы если бы сделано было еще вчера.

Чтобы понять масштаб этого безграмотного менеджмента, расскажу про свой один неожиданный рабочий день. Придя на работу, я узнала, что сегодня ученики пишут всероссийскую проверочную работу по русскому языку. А результаты я должна предоставить к завтрашнему утру.

И хорошо, что у меня был только один класс, а это целых 30 работ на проверку. И все бы неплохо, знай я об этой задаче заранее, ведь, во-первых, мне нужно подготовиться к проведению уроков на следующий день, проверить собранные ранее тетрадки, выполнить работу в качестве педагога-организатора, на которую меня оформили по совместительству.

Проверка тетрадей. Запись ученику, списавшему работу | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению
Эта запись помогла мне установить доверительные отношения с одним из семиклассников.

В итоге до поздней ночи мы вдвоем с другим молодым учителем проверяли работы учеников и заполняли сводные таблицы, размышляя, доставят ли пиццу в школу, потому что пообедать мы не успели. А в это время у меня дома няня дожидалась возвращения папы девочки с работы, потому что маму можно было не ждать, ребенок уснет раньше, чем она вернется.

И знаете, я бы нормально отнеслась к такой ситуации. Я умею много работать, я не ленивая. Но когда после такого усиленного труда мне сделали выговор за то, что я не выполнила работу педагога-организатора, потому что осталась проверять работы учеников. А это мои проблемы, что эта работа внезапно возникла, и я должна была делать её ночью, а не в часы, предназначенные совмещению должности. И отругали еще за то, что я правдиво показала в таблице низкие баллы, набранные учениками, в основном, нерусскими, которые по понятным причинам не справились с выполнением проверочной работы.

Я всё понимаю, но когда стараешься и пашешь, а тебя еще и ругают, то желание работать вообще пропадает.

До сих пор с болью в сердце вспоминаю, как на одном уроке литературы выбрала двух отличниц для проведения урока. А сама была вынуждена сидеть на последней парте и заполнять таблицы с результатами очередной всероссийской проверочной работы, потому что результаты как всегда нужны срочно. И это вместо того, чтобы слушать, как мои ученики наизусть читают стихотворения.

Я никогда не страдала неумением организовать свой рабочий процесс. Но в школе на меня свалилось небывалое количество бессмысленной работы. Например, приходило письмо, что в этот день после уроков будет собрание на какую-либо тему, присутствие обязательно.

Я, как прилежная ученица, приходила. Но полтора часа слушать доклады учителей, которых обязали выступить, на тему, которая мне вообще не актуальна, мне бы тетрадки проверить, да придумать интересный конспект к уроку, затеять какую-нибудь игру на сплочение коллектива, да и перечитать произведение по литературе, чтобы было о чем интересном говорить с учениками.

Учителю не оставляют времени на подготовку к урокам, заваливая делами для отчетности перед руководством | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Но нет — сиди, делай вид, что слушаешь. Это потом я уже не делала вид. Заметив, что многие учителя проверяют тетрадки, я сама поступала так же. Но ведь это тоже бред. Зачем посещать нелепые совещания, где ты ничего не решаешь, тебя ни о чем не спрашивают, но ты обязан ходить из одного здания в другое, а они находятся далеко друг от друга, так что можно потратить на это полчаса рабочего времени.

Я против прогулки ничего не имею, но когда понимаешь, какой объем работы еще предстоит сделать, а ты даже не нашла времени перекусить, то начинаешь ненавидеть такие «совещания» всеми фибрами своей уже не ангельской души.

В школе вообще пришлось выполнять столько дел для галочки, которые воровали время у самого-самого главного в образовательном процессе – у подготовки и проведения уроков. На это времени катастрофически не хватало.

От этого я страдала сильнее всего, потому что чувствовала, что могу и хочу дать детям больше, но именно на подготовку к урокам у меня не хватало времени. Хотя это в этом и есть суть, зачем учитель приходит на урок в школу. А если он не подготовился, то приходится брать с полки купленную кем-то до тебя книжку готовых конспектов. И проводить скучный, рутинный урок по учебнику, который морально устарел и не интересен ни детям, ни самому учителю.

Получается, что учитель вынужден делать вид, что учит детей, а ученики играют по предложенным правилам и делают вид, что учатся. Результат один – всех ждет экзамен ЕГЭ (и учителя тоже).

У меня душа болит. Мое сердце рвется к детям на уроки. Но система гонит прочь от стен школы. Расскажу, как я сходила на собеседование в новую школу. Она еще не открылась, педагогический состав только начали подбирать. Я так надеялась, что новое красивое здание, новые люди создадут необходимую приятную атмосферу для образовательного процесса.

Помещение новой школы в Бунинских Лугах. Новая Москва | Мир в слове. Блог о том, как привиь ребенку любовь к чтению
Школа в Бунинских Лугах (Новая Москва)

Но и в этот раз я столкнулась с безумием и глупостью государственной системы. Меня направили на диагностику по предмету. То есть мне нужно сдать ЕГЭ и принести результаты, желательно на экспертном уровне, тогда мою кандидатуру рассмотрят на должность учителя. Я не против такой процедуры. Я понимаю, что это полезный опыт для учителя: пройти сдачу ЕГЭ в таких же условиях, как и ученики. Показать свой высокий уровень владения предметом.

Есть одно существенное для меня НО. Я должна заплатить за это 1500 рублей. Небольшая сумма. Мне не жалко. Но меня приводит в бешенство этот факт. Я получила педагогическое образование, сдала ГОСы в университете, защитила дипломную работу, имею документ государственного образца. А меня отправляют за свой счет сдавать еще один экзамен, чтобы подтвердить свой уровень профессиональной компетенции.

Работающему учителю школа обычно выдает направление на сдачу такого экзамена бесплатно, когда учитель изъявит желание сам это сделать. На самом деле количество баллов по результату ЕГЭ напрямую отражается на сумме заработной платы учителя.

Но когда я должна заплатить государству за то, чтобы оно решило, принимать меня на работу по результатам ЕГЭ или нет – разве это справедливо?

Введением единого государственного экзамена эта образовательная машина создала у людей иллюзию равенства прав при поступлении в ВУЗы. Чиновники заработали на этом огромные деньги, получив дополнительную возможность воровать из бюджета на всех этапах внедрения этого нововведения. Изуродовали смысл образовательного процесса, превратив его в погоню за высокими баллами ЕГЭ, далекого от идеала проверки реальных знаний учеников.

И я — кандидат на должность учителя — должна принять добровольное участие в этом чуждом моему разуму процессе абсурда, из своего кармана оплатив издевательство над своим педагогическим достоинством.

Понимаете, я хочу обучать детей. Я могу научить их любить читать книги, потому что знаю работающие способы. Я люблю открыто общаться с родителями учеников. В педагогическом университете меня научили методам, которые можно использовать на уроках, чтобы повысить мотивацию учеников к обучению и развить интерес к изучаемым произведениям.

Ведь урок литературы стал особенно показательным, как школьная программа устарела и не соответствует качественному образовательному процессу. Однако по телевизору показывали результаты, якобы родители голосуют за единую программу по литературе. Аргументируя это возможностью в любой момент переехать в другой регион, а изучать там будут именно то, что изучал ребенок и в другой школе, значит у него не будет пробела в знаниях.

Сочинение ученика 7 класса на тему: "Почему я не люблю читать" Изъян системы образования, скучно читать | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению
Сочинение моего ученика 7 класса. Задание было написать на одну из тем: Про любимую книгу; Про любимого писателя или Почему не любит читать.

Зачем-то ведутся оживленные споры про важность и полезность объемных классических произведений на уроках литературы, которые ребенок физически не может прочитать в отведенное на изучение этого произведения время. Когда уже и так всё понятно. Мы сами в школьные годы не успевали их прочесть, используя книги с кратким содержанием.

А сейчас дети даже не читают, а смотрят видео на ютубе краткого содержания произведений, обязательных по школьной программе. Списывают из интернета готовые глупые сочинения. И я их в этом не виню. Как еще поступать, когда заставляют читать неинтересное тебе произведение, в котором больше ста страниц? А учитель делает вид, что все нормально, в его электронном журнале проверяющие не найдут того, к чему можно придраться, он выполняет свою должностную инструкцию.

В итоге все несчастливы, но продолжают играть в бессмысленную игру, подчиняясь законам и правилам, даже понимая абсурдность и нелепость поставленных руководством задач.

Вместо того, чтобы дать учителю свободу подбирать произведения, учитывая свой читательский опыт и интересы конкретных учеников в классе, его вынуждают делать вид, что дети учатся. Нет, я не призывая всю власть передать учителю и полностью исключить классические произведения. Я лишь хочу, чтобы учителю тоже дали право выбора. И не только на бумаге, написав неплохой ФГОС по литературе, включающий большой список произведений на выбор учителя, составляющего рабочую программу для конкретной школы.

Но на самом деле в большинстве своем эти программы пишутся по тому же учебно-методическому комплексу, по которому мы с вами проходили литературу в школе. Против него я ничего не имею, кроме того, что все-таки есть и новые интересные учебники, почему бы не обратиться к ним? Мало кто из учителей действительно составляет рабочую программу под себя и свои задачи. Чаще всем учителям по литературе в школе вменяется проводить уроки по единой программе, с учетом имеющихся учебников в школьной библиотеке.

Сочинение на тему: "Почему я не люблю читать". Ученица 7 класса не понимает прочитанное, скучно читать, не знает о большом выборе книг | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению
Сочинение моей ученицы 7 класса. Задание было написать на одну из тем: Про любимую книгу; Про любимого писателя или Почему не любит читать.

И если учитель осмелится читать и изучать с детьми те произведений, которые он считает полезными для развития литературных способностей учеников, то в электронном журнале он не сможет написать правду, а будет вносить только то, что от него требует руководство. При этом сами понимаете, что он рискует остаться без работы в случае обнаружения подобного поведения, вызванного исключительно благими целями.

И вот скажите, как педагог, воспитанный на классической литературе, впитавший принципы честности, порядочности, высоких нравственных идеалов, может согласиться играть на таких условиях, позволяя топтать чувство собственного достоинства?

Понимаете, я знаю, что есть много учителей, которые унижают достоинство детей, постоянно кричат на них, оскорбляют. В моей жизни тоже были такие учителя. Но как же больно было увидеть, что и сейчас они тоже есть.

Но если подумать, какой человек может выжить в этой системе, то неудивительно, что в школе трудно найти педагога, которому вам захочется доверять. Учитель поступает с учениками так же, как руководство и родители поступают с учителем. И очень трудно любить ребенка, если тебе не нравятся его мама или папа. Трудно не переносить свое негативное чувство на ученика. Это тоже дополнительная психологическая нагрузка хорошего педагога.

Из-за всего этого клубка государственных глупостей, на которые должен соглашаться учитель, талантливые в школе не задерживаются, влюбленные в свое дело быстро перегорают.

Ученики не хотят учиться. Картинка-пример Вовка в тридевятом царстве | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Ученики же в этом кошмарном образовательном процессе напрочь лишены какой-либо ответственности за свою успеваемость.

Как-то так получилось, что теперь учитель должен следить, записал ли ученик домашнее задание или нет. Но подумайте, если ученик к 7 классу не научился выполнять элементарное требование учителя: записать домашнее задание, — а полагается на то, что эту запись сделает учитель в электронном журнале. Как он вообще может быть эффективным в учебном процессе, если перекладывает свои обязанности на другого человека?

Очень грустно, когда родители начинают ругать ребенка за то, что он не записал домашнее задание. Начинают сами звонить учителю, чтобы выяснить. Но это же тоже неправильно! Ребенок учится в школе. Это его проблемы. Это его зона ответственности.

Понятно, что все родители хотят, чтобы ребенок хорошо учился. Но ведь задача родителя сделать так, чтобы ребенок сам захотел хорошо учиться.

А то получается все ребенка заставляют: и дома, и в школе. А его это бесит! Ну разве кому-то приятно, когда его заставляют что-то делать? Разве от постоянных напоминаний и контроля появляется желание учиться? Нет, вот и у ребенка напрочь пропадает внутренняя мотивация к знаниям.

Родители, я прошу вас: Не заставляйте детей учиться. Найдите другие методы, которые будут работать в долгосрочной перспективе. Помогите ребенку найти внутреннюю мотивацию к обучению. Пожалуйста, помогайте ему, когда он обращается к вам с просьбой о помощи. Но не вмешивайтесь и не делайте вместо него, только чтобы порадовать свое эго, любуясь хорошими оценками ребенка.

Исповедь учителя литературы | Мир в слове. Блог о том, как привить ребенку любовь к чтению

Кто виноват и что делать?

Я считаю, что процесс разрушения образовательной системы спланирован руководством нашей страны, которое ведет скрытую государственную политику, направленную на рост числа необразованных людей. Когда на бумаге в законах и ФГОСах пишутся красивые слова, а на деле в школы разрешают закупать уже морально устаревшие учебники, по которым и мы с вами учились.

И это происходит не потому, что нет новых разработок или нет денег на закупку новых учебников. Нет, это и есть сдерживающая мера развития образовательной системы. Потому что иначе подросшие ученики будут иметь собственное мнение и смелость говорить неудобную руководству страны правду вслух. И этого допустить оно не может.

В целях безопасности школы обнесли забором с внешней стороны и внутри, оставив для родителей маленький закуток, где они встречают своих детей. И теперь они чувствуют, что таким образом специально создаются условия, чтобы именно родители поменьше участвовали в школьной жизни ребенка. Чтобы было как можно меньше возможности поговорить с учителем и руководством.

Но родители ИМЕЮТ ПРАВО знать подробно, что творится с их ребенком в школе, поэтому могут быть настойчивы. Если не родители, то кто будет стремиться повлиять на изменение школьной программы? Чтобы не приучать детей обманывать учителя. Чтобы учителю не нужно было делать вид, что все происходящее на уроке имеет какую-то значимость для ребенка. Потому что руки учителя связаны внесением всей информации о том, что происходит на уроке, в электронный журнал.

О сокращении школьной программы родители могут и должны говорить руководству школы. Потому что мнение родителей в современной школе возведено на пьедестал. Родители получают образовательную услугу для своих детей, поэтому игнорировать их мнение школа не может.